Группа исследователей из Университета Эмори под руководством Джеймса Риллинга выяснила основные различия между мозгом человека и обезьяны. Эти различия касаются связей нервных волокон между долями мозга, отвечающих за речевой аппарат, сообщает YoRead.
Целью исследования было выявление изменений в месторасположении дугообразного пучка в мозгу человека и обезьяны, которое произошло, предположительно, в процессе эволюции.
Дело в том, что дугообразный пучок является нервным путем, который соединяет между собой "языковые" зоны Брока (в лобной коре) и Вернике (в височной коре), образуя систему, отвечающую за речь. Зона Брока отвечает за создание и понимание предложений, а зона Вернике за понимание речи. Нарушение связи между этими зонами (повреждение дугообразного пучка) влечет за собой проблемы понимания смысла слов и трудности при говорении. Это подтвердили недавние исследования, которые показали, что речевой аппарат человека зависит также от связей между этими зонами.
У ближайших родственников человека, обезьян, также имеются участки мозга, соответствующие зонам Брока и Вернике, однако предполагается, что они выполняют другие задачи.
Для исследования использовали относительно новую методику наблюдения, которая позволила отслеживать ход жидкости между тканями мозга.В ходе эксперимента было обследовано мозг десяти живых людей, а также мозг пяти мертвых приматов – трех шимпанзе и двух макак. Чтобы найденные различия не оказались простой разницей между живым и мертвым мозгом, дополнительно исследовали мозг одной живой макаки и живого шимпанзе.
Полученные результаты показали, что и у человека, и у макаки, и у шимпанзе дугообразный пучок соединялся с лобной корой. Однако только у человека дугообразный пучок глубоко входил в зону Вернике, что располагается в височной коре. У шимпанзе связь дугообразного пучка с подобными участками мозга была слабой. У макак, вероятно, не было вообще.
Таким образом, по мнению ученых, в процессе развития зон Вернике и Брока, произошла смена месторасположения дугообразного пучка, что и позволило человеку овладеть речевым аппаратом. источник:http://www.rosbalt.ru/main/2009/08/15/663775.htm
|